Фонды являются некоммерческими организациями, которые создаются для достижения культурных, научных, благотворительных и прочих общественно-значимых целей. Учреждаются они физическими или юридическими лицами на основе добровольных пожертвований имущественного характера.
Деятельность фондов регламентируется ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 года, в котором прописан порядок регистрации фондов, сроки и особенности функционирования.
Отличительные особенности фондов
Любой фонд создается на основании решения учредителей, причем законодательство РФ не содержит никаких ограничений относительно их статуса и численности. В качестве учредителей могут выступать не только физические и юридические лица, но и муниципальные образования и субъекты РФ.
Суть деятельности фондов можно охарактеризовать как финансовое посредничество, т. е. они являются своеобразными инструментами, созданными для привлечения материальных средств, с целью их дальнейшего расходования на уставные задачи.
Фонды основываются прежде всего на объединении имущества, а не лиц, поэтому не предполагают членства.
Имущество, передаваемое фонду учредителями, становится его собственностью, следовательно, учредители лишаются всех прав на него. Даже в случае ликвидации фонда учредители не вправе распределить между собой имущество, оставшееся после погашения всех финансовых обязательств перед кредиторами.
Некоммерческим организациям может передаваться любое имущество, исключение составляют лишь предметы, изъятые из оборота.
В соответствии со ст. 118 ГК РФ фонд должен ежегодно отчитываться о расходовании собственного имущества и средств. Подобные отчеты могут публиковаться:
- в печатных изданиях;
- на собственном сайте, посредством размещения бухгалтерского баланса;
- на официальном сайте Министерства Юстиции.
Порядок регистрации фондов
Существует несколько вариантов создания некоммерческой организации.
- По решению нескольких учредителей. В таком случае созывается собрание, на котором обсуждаются все аспекты будущей работы некоммерческой организации: устав, структура и пр.
- По решению одного учредителя.
Некоммерческие организации в обязательном порядке должны пройти процедуру государственной регистрации, которая проходит в два этапа: сначала заявление с просьбой о регистрации подается в территориальное отделение Минюста РФ, а после того, как будет вынесено решение о регистрации фонда, документы направляются в ИФНС, с целью внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Наши услуги по регистрации НКО в Минюсте будут стоить - 15 000 рублей.
Пакет документов
Для регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица потребуются следующие документы:
- заявление о регистрации (форма Р11001). Составляется оно от имени лица, наделенного соответствующими полномочиями, с обязательным указанием всех личных данных (ФИО, адрес, контакты и пр.);
- устав, являющийся главным учредительным документом. В уставе должна содержаться информация, касающаяся названия организации (слово "фонд" должно обязательно в нем упоминаться), целей создания, структуре, месте расположения, органах, осуществляющих надзор за деятельностью, порядке назначения на руководящие должности, распределении имущества в случае ликвидации организации и пр.;
- решение о создании НКО, принятое одним или несколькими учредителями. Если подобное решение принимается несколькими учредителями, то оформляется оно в виде протокола собрания;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты обязательного сбора (госпошлины). На сегодняшний день ее размер составляет 4 тысячи рублей;
- сведения, касающиеся учредителей фонда. Подобный документ оформляется в виде списка, в который вносятся все сведения о физических и юридических лицах, являющихся учредителями фонда;
- если в названии НКО используется символика, имена граждан или названия юридических лиц, то требуется предоставить документы, подтверждающие законность их использования;
- если среди учредителей организации имеется гражданин другого государства, то необходимо предъявить документ, подтверждающий юридический статус данного участника. Обычно таким документом является выписка, сделанная из ЕРЮЛ страны, гражданство которой имеет учредитель.
Все документы требуется предоставлять в двух экземплярах.
НКО вправе осуществлять свою деятельность с момента вынесения регистрирующим органом положительного решения и получения всей разрешительной документации. Документами, подтверждающими государственную регистрацию фонда, являются:
- свидетельство, подтверждающее факт регистрации в качестве юридического лица;
- документы, свидетельствующие о постановке на учет в ИФНС и во внебюджетных фондах;
- устав.
На основании этих бумаг фонд может осуществлять деятельность и не опасаться никаких проверок.
Законодательство страны запрещает некоммерческим организациям заниматься деятельностью, направленной на получение коммерческой выгоды, но, несмотря на это, фонды вправе проводить различные благотворительные акции по сбору денежных средств на цели отличные от коммерческих.
Из сказанного выше видно, что процедура регистрации некоммерческой организации не сопряжена с особыми трудностями – главное изучить соответствующие нормативно-правовые акты и правильно подготовить документацию.